- Театр
- (греч. место для зрелищ, зрелище). Начиная с кон. 6 в. до н. э. в Афинах ежеюдно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Подобные представления были известны и в других частях Греции. В их основе лежали культовые обряды, совершавшиеся во время праздников в честь бога Диониса. Со временем эти театрализованные представления стали неотъемлемой частью государств, праздников, вначале только праздника Великих Дионисий (в марте), а затем — начиная со 2-й пол. 5 в. до н. э. праздника Леней (в январе). По жребию определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трех тетралогий, каждая из которых состояла из трех трагедий и одной сатировской драмы, в течение трех последующих дней. Выбором постановок занимались городские власти. Они предоставляли в распоряжение поэта актеров и хорега, который организовывал и оплачивал постановку. Постановщиком являлся сам поэт. После окончания соревнования судьи называли лучшие постановки и вручали призы. Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями общества; правда, возможно, что замужним женщинам запрещалось присутствовать во время представления комедий. Бедняки получали от властей деныи на вход. Самым старым Т. в Афинах считается Т. Диониса под открытым небом на юго-вост. склоне Акрополя. Здание Т. и места для зрителей были деревянными и сооружались только на время представлений. В 4 в. до н. э. Т. Диониса был построен из камня, но позже ею архитектурный облик неоднократно менялся (от Т. Диониса сохранились лишь развалины). Т. Диониса служил образцом для всех греч. Т. Он сосюял из орхестры (orchestra), круглой площадки, на которой выступали танцоры, актеры и хор, зрительного зала и здания скены. Орхестра располагалась в центре Т., а в сер. орхестры был установлен алтарь Диониса (thymele). Две треги орхестры были окружены зри тельным залом (theatron, koilon). Ряды для зрителей были расположены один над другим по склону горы Зрительный зал горизонтально разделялся двумя проходами на три яруса, а вертикально делился мно гочисл. проходами на т. н. клинья. Первые ряды (prohedria) предназначались втия тельным и уважаемым лицам. Т. Диониса вмешал 14000 17000 зри телей. Зрительный зал отделялся от орхестры проходом и небольшим рвом с водой. На противоположной к зрительному залу с троне орхестры раскола галась скена (skene), спенич. постройка с комнатами для переодевания актеров и хранения реквизита Крылья скены составляли параскении (paraskenia) между которыми перед скеной выступати актеры Выступали они на площадке, которая первоначально нахо лилась на уровне земли и только в эпоху эллиниш.: приподнимается над землей и получает назв. «проскений» (proskenion) Проскений и орхестра соединялись между собой ступеньками. С каждой стороны Т. имелся широкий проход, парод (parodos) между параскенией и боковой стеной зрительного зала, через который можно было попасть во внутр. помещения. Выступления хоров проходили на орхестре. Занавеса в греч. Т. не было. Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий были типичны длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, маски, высокие прически, высокие сапоги на толстой кожаной подошве — котурны. Для комедий были характерны маски, короткие костюмы, нередко надевался и кожаный фалл, а накладные животы, зады и горбы придавали телу гротесковые формы. Для усиления эффекта режиссеры использовали сценич. технику. В эпоху эллинизма Т. претерпевает ряд изменений: здание скены дополняется многоэтажным портиком с великолепной колоннадой, богаче становится внутр. убранство Т., появляется новая сценич. техника. В остальном же все оставалось по-прежнему. Наряду с таким Т. существовали простые, где ставились народные спектакли. К подобным относится прообраз рим. Т. — Т. флиаков. Т. флиаков был очень популярен в юж. областях Италии, где проживало много греков. Сценич. площадка в нем была поднята над землей на высоту 1 2 метров. Перед сценой находилась небольшая лестница со ступеньками, а сзади — стена, которая укрепляла кулисы. Такой выездной Т. можно было легко демонтировать, перевозить с места на место и легко устанавливать вновь. Реквизит и декорации Т. были скромными. В Риме театральные спектакли по греч. образцу во время больших праздников впервые стали играть в 240 до н. э. Вначале это были трагедии и комедии, затем, начиная с 1 в. до н. . э., ателланы, а позже к ним добавляются мимы и пантомимы. Все расходы по постановке спектаклей, как и в Греции, брало на себя государство, но в отличие от Греции в Риме не устраивался конкурс на лучшую театральную постановку. В рим. Т. всеми вопросами занимался руководитель труппы (dominus gregis), который покупал у поэта его произведение, ставил его на сцене, получая при этом финансовую помощь от властей. Первые спектакли играли на примитивных деревянных, подобно Т. флиаков, сценах, которые с трех сторон окружали деревянные скамейки для зрителей. В 55 до н. э. Помпей построил в Риме первый каменный театр. Он органично соединил в себе элементы треч. Т. и Т. флиаков и служил примером при строительстве других театральных зданий в течение всего периода существования Римской империи. Рим. Т. имел полукруглую орхестру. Его зрительный зал (cavea) с располож. один над другим зрительными рядами делился проходами на ярусы и клинообразные сектора. Хорошо продуманная планировка Т. позволяла зрителю легко добраться до своего места. Парапет отделял зрителей от орхестры. Рим. Т., подобно греч., не имел крыши, но над ним можно было натягивать тент из сукна. Как и во всех античных Т., здесь была отличная акустика. Здание скены (scaena) было многоярусным и по высоте равнялось высоте зрительного зала. Обращенную к публике стену скены (scaena frons) украшали колонны и картины. Перед этой стеной находился просцений (proscaenium), построенный на каменном цоколе дощатый помост. Просцений имел крышу и по бокам ограничивался параскениями. Высота просцения составляла примерно 1,5 м, а длина равнялась двойному диаметру орхестры. Попасть на просцений можно было через двери в стене скены и боковых стенах, а с орхестры — по ступенькам. Все спектакли играли на просцений, который уже имел опускающийся занавес. В орхестре, а она была чаще всего мощеной, стояли кресла для сенаторов. С каждой из двух сторон, между боковой стеной зрительного зала и зданием скены, имелись проходы к орхестре. Эти проходы имели навес. Над ними располагались места для высоких чиновников и часто императорская ложа. В спектаклях были заняты профессиональные актеры. Во время исполнения ролей в трагедиях актеры надевали костюмы рим. покроя, а в комедиях–рим. или греч. покроя в зависимости от места действия спектакля. Кроме этого, они надевали парики, маски (начиная с эпохи Римской империи) и котурны (в трагедиях). Вход в Т. был свободным, его могли посещать даже дети и рабы (для последних требовалось особое разрешение). Развалины рим. Т. (в осн. зрительного зала и фундамента здания скены) можно встретить во мн. местах, например Риме, Помпеях, Аквинке, Сабрате и других.рис. 1. План греческого театра (Эпидавр 3 в. до н. э.): 1 — орхестра; 2 — парод; 3 — проскений; 4 — скена; 5 — рампа.рис. 2. Реконструкция скены.рис. 3. Сцены из музыкальной драмы в честь Диониса (роспись на кратере с волютами, г. Руво, 5-4 вв. до н.э.)
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.